В технологии деколи применён принцип переводной картинки. Сначала
производится печать на бумаге, затем бумага покрывается лаком, потом
отмачивается в воде и переносится на керамическую (фарфоровую) поверхность.
Весь
технологический процесс можно разбить на следующие этапы:
1. Печать деколи.
Печатается деколь методом шелкографии. Для изготовления деколи берется
специальная "гуммированная" бумага (покрытая слоем желатина или
декстрина).
Таким образом краска ложится не на саму бумагу, а на этот желатин, что
позволяет потом отделить картинку от бумаги и перенести её на
керамическую поверхность. После того, как все цвета напечатаны, сверху
наносится слой прозрачного лака (механическая защита), который в
процессе обжига выгорает.
При печати деколи используются специальные краски для керамических
изделий. Изображение, полученное с помощью специальных керамических
красок, может быть глянцевым или матовым.
2. Подготовка
деколируемого объекта.
Декорируемый объект должен быть очищен от загрязнений. Перед нанесением
деколи на объект рекомендуеться слегка нагреть объект до температуры 25
- 30°C. Это предотвращает риск растрескивания отделки из драгоценных
металлов, особенно для неровных изделий.
3. Перевод деколи на
объект.
Вырезанные лепки рисунка замачивают в воде с температурой 20 ± 3°С в
течение 1 ± 0,1 мин. для полного промокания бумаги – основы, после чего
лепок осторожно вынимают из воды, встряхивают и прикладывают к
очищенному обезжиренному изделию. Используемая для деколей вода должна
регулярно заменяться, поскольку в ней собираются остатки клея.
При
использовании платины и золота для того, чтобы максимально сохранить
блеск драгметалла рекомендуется более частую смену воды и использовать
дестилированную воду. Пальцами одной руки бумагу-основу осторожно
вытаскивают из-под пленки с рисунком. Лаковая пленка с рисунком должна
свободно сдвигаться с бумаги на поверхность декорируемого изделия.
Переведенный
рисунок с пленкой плотно прижимается к изделию чистой влажной мягкой
тканью или эластичной резиновой пластинкой (для гладких поверхностей
рекомендуется использовать резиновый валик) и разглаживается от центра к
краям, чтобы выпустить остатки воды, клея и пузырьки воздуха. При
использование старых переводных рисунков с толстыми отделочными слоями
результат улучшается, если добавить в воду для размачивания деколей
пластификатор.
Если рисунок
большого размера и поверхность изделия сложная, пленку следует подрезать
в нескольких местах ножницами. Основное при декорировании изделий
сдвижной декалькоманией – вытеснить из-под рисунка воздух и воду
тщательным разглаживанием и прижатием пленки к изделию. Пузырьки воздуха
и вода, оставшиеся под пленкой, могут привести к появлению темных и
матовых пятен после обжига или разрыва рисунка при обжиге.
4. Сушка изделий.
Изделиям перед помещением в муфельную печь надо дать просохнуть
естественным образом при комнатной температуре, в течении минимум 2 – 3
часов. Рекомендуется сушка в течение 16-24 часов при комнатной
температуре (20-22°C) в помещениях, очищенных от пыли.
5. Обжиг деколи.
Начальная температура обжига не должна превышать 40°С, при обжиге
необходимо удаление газов, образующихся при выгорании органических
веществ пленки рисунка. Подъем температуры до 350-450°С должен быть
постепенным и продолжаться не менее 40 минут.
Оптимальные температуры обжига для различных подложек:
• Керамика: 650 - 800°
C
• Фарфор: 780 – 1.200°
C
Указанные
температурные параметры приблизительны. Оптимальный температурный
диапазон обжига, скорость нагревания и время впекания краски должны
определяться испытаниями в каждом конкретном случае.
Условия обжига деколи
Требования, при
которых достигается высокое качество обжига деколи
• Отсутствие остатков
органических соединений
• Однородная
температура при обжиге по всему объему печи
• Хорошая вентиляция в
печи
• Увеличенное
содержание кислорода в печи
• Поддержание условий
обжига
Температура и время
обжига зависят от:
• Материала и формы
продложки
• Типа используемых
красок
• Тип печи
• Вентилируемость печи
Что происходит при
обжиге деколи?
При T > 200 °C –
происходит сушка изделия.
При T > 450 °C –
происходит преобразование и сжигание органических элементов.
При T > 550 °C –
происходит плавление керамических красок.
При T
> 550 °C – происходит вплавление керамических красок в
поверхность.
|